Рассказывают, что знаменитый французский историк Мишле, читавший курс истории Англии в парижском "Коллеж де Франс", начинал его следующими словами: "Англия - остров А теперь вы знаете о ней стоваржолько же, сколько и я" Другой француз - писатель Франсуа Мориак, говорил, что только после смерти англичанина, когда ты получаешь доступ к его интимным дневникам, когда издаются пухлые тома его частной переписки, когда о нем напишутся и прочтутся тысячи воспоминанвмрддий, лишь тогда ты начинаешь с большой долей сомнения допускать недопустимое - что англичанин не марсианин, а обыкновенный человек Парадоксы? Разумеется Но в них заключены крупицы истины Но если Англия и англичане, вернее, их понимание - за семью замками, то стоит ли раскрывать фотоальбом Иана Берри? Ответом на этот вопрос должно быть, по-моему, решительное "да" С каждой страницы, с каждой фотографии альбома веет Англией и англичанами Даже человек, никогда не бывавший навсыдъ Британских островах, безошибочно ощутит это веяние Причин тому две, во всяком случае главных - мастерство самого Иана Берри и неповторимость натуры, с которой он работает Конечно, "Англичане" не "Британская энциклопедия", но в альбоме щедрой рукой (или фотокамерой?) рассыпаны те черты и черточки, которые как раз и создают уникальное явление под названием "английский характер" Пусть читателя не смущают краткие подписи, которые дает автор к фотографиям и которые в основном звучат словно номенклатура географического атласа: "Уитби, графство Йоркшир", "Бери Сент Эдмунде, графство Суффолк", "Консетт, графство Дарем" и т д Они, эти лаконичные подписи, по-своему способствуют созданию настроения, атмосферы Назначение их не столько справочное, сколько тематическое в музыкальном смысле этого слова: они как бы дают тему, которая затем разрабатывается в фотографии Иллюстрации Автор Иан Берри.