Порою создается впечатление, что биография политика XI в лишена столь характерных для современности противоречий, и ее рассмотрение не составляет труда Однако, ситуация с Ефремом Переяславским изначально окаварбфзывается не лишенной сложностей, а для историографии XX в - совсем запутанной Он был одним из первых монахов Киево-Печерского монастыря; затем, в результате конфликта с киевским князем Изяславом Ярославичем, вынужден был бежать в Византию; после этого вернулся на Рувмрбмсь титулованным архиереем (митрополитом) и стал с начале 1090-х гг проводить церковную политику, которую иногда называют "прозападной", - интрига содержится уже в скупом перечислении этих фактов Вероятно, возникновение при рассмотрении событий конца XI в мотива унии с Римом привело к тому, что сама тема "Ефрем Переяславский" длительное время входила в ранг "неприкасаемых" Православные полемисты вынуждены были решительно обороняться: отрицать существовсыгщвание фактов и запутывать источники С годами неопределенность в этом вопросе только увеличивалась При этом тень Ефрема Переяславского неизбежно проскальзывала практически в каждом исследовании по Русской истории второй половины XI в Исполненная взлетами и падениями жизнь Ефрема Переяславского содержала контрасты двора и кельи, величия и позора, власти и немощи, все искушения своего века, но лишенный дара отцовства он воссоздал даже его, смирив природу, дополнил мироздание своим потомством из камня и слова, из мысли и дела Автор Денис Хрусталев.